Министерство финансов
Бесплатная юридическая помощь

Бесплатная юридическая помощь

Бесплатная юридическая помощь


Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи

1. Бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам
в заявительном порядке:

а) органами исполнительной власти КБР и их подведомственными учреждениями в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан. В соответствии с Федеральным законом органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, подведомственные им учреждения в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Кабардино-Балкарской Республики, оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в вид
е составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представляют интересы граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

б) адвокатами в случаях, установленных федеральными законами.

2. Право на получение бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике:

а) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Кабардино-Балкарской Республике в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);
б) инвалиды I и II групп;
в) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
г) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
д) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
е) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
ж) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
з) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
и) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
к) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
- супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
- дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
- родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
- лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
- лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;
л) граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которым в экстренных случаях оказывается бесплатная юридическая помощь;
м) репрессированные и впоследствии реабилитированные лица;
н) полные кавалеры орденов Славы и (или) Трудовой Славы;
о) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
п) члены семей (вдова, вдовец), родители, дети в возрасте до 18 лет, а также дети в возрасте до 23 лет включительно, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, сотрудники правоохранительных органов, погибшие (умершие) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;
р) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
с) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами Кабардино-Балкарской Республики.

3. Бесплатная юридическая помощь оказывается в следующих случаях.

Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики оказывает бесплатную юридическую помощь вышеуказанным категориям граждан в соответствии с установленными полномочиями и компетенцией на основании постановления Правительства КБР от 07.12.2011 № 367-ПП "О Министерстве финансов Кабардино-Балкарской Республики".
Адвокаты, участвующие в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Кабардино-Балкарской Республики (список которых приводится ниже), представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, если они являютсяистцами и ответчиками при рассмотрении судами дел в рамках установленных компетенций и полномочий Министерства.

4. Бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывается гражданину, обратившемуся за такой помощью:

а) по вопросу, имеющему правовой характер;
б) по вопросу, который не получил ранее разрешения вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям:
- решением (приговором) суда;
- определением суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска;
- определением суда о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения;
в) по вопросу, по которому не имеется принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, ставшее обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

5. Бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи не оказывается в случаях, если гражданин:

а) обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;
б) просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;
в) просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном органе, органе местного самоуправления, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный орган, орган местного самоуправления, организацию.

6. Документы, необходимые для получения бесплатной юридической помощи:

1) заявление об оказании бесплатной юридической помощи по установленной форме;
2) паспорт гражданина Российской Федерации либо иной документ, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации
Кроме указанных документов, граждане представляют документы, подтверждающие их право на получение бесплатной юридической помощи:
а) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Кабардино-Балкарской Республике, либо одиноко проживающие граждане, доход которых ниже величины указанного прожиточного минимума, - справку о величине среднедушевого дохода семьи гражданина (дохода одиноко проживающего гражданина), выдаваемую подведомственными органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, уполномоченному в сфере труда, занятости и социальной защиты, учреждениями - территориальными центрами труда, занятости и социальной защиты, в течение месяца со дня выдачи указанной справки;
б) инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы и (или) Трудовой Славы, репрессированные и впоследствии реабилитированные - документы, подтверждающие статус льготополучателя;
в) дети-инвалиды - справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выданную в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2010 г. № 1031н "О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления", их законные представители и представители - дополнительно паспорт, документы, удостоверяющие их статус и полномочия (свидетельство о рождении, решение (выписка из решения) суда об усыновлении, об опеке (о попечительстве), копию договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание в случае, если ребенок передан на воспитание в приемную семью или на патронатное воспитание, доверенность);
г) дети-сироты - свидетельство о смерти обоих или единственного родителя, их законные представители и представители - дополнительно паспорт, документы, удостоверяющие их статус и полномочия (копию решения уполномоченного органа об установлении над ребенком опеки (попечительства), в случае если в отношении ребенка установлена опека (попечительство), либо копию договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание в случае если ребенок передан на воспитание в приемную семью или на патронатное воспитание, доверенность);
д) дети, оставшиеся без попечения родителей, - один из следующих документов: решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими, документ об обнаружении найденного (подкинутого) ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки и попечительства, заявление родителей (единственного родителя) о согласии на усыновление (удочерение) ребенка, оформленное в установленном порядке, справка об отбывании родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, либо о нахождении родителей в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, копия решения суда о назначении родителям наказания в виде лишения свободы, выписка из решения суда об отмене усыновления (удочерения), их законные представители и представители - дополнительно паспорт, документы, удостоверяющие их статус и полномочия (копия решения уполномоченного органа об установлении над ребенком опеки (попечительства), в случае если в отношении ребенка установлена опека (попечительство), либо копия договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание в случае если ребенок передан на воспитание в приемную семью или на патронатное воспитание);
е) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве), - приказ руководителя учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о зачислении несовершеннолетнего в учреждение, а их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних, - приказ руководителя учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о зачислении несовершеннолетнего в учреждение, паспорт, документы, удостоверяющие статус и полномочия (свидетельство о рождении, решение (выписку из решения) суда об усыновлении, о попечительстве, копию договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание, доверенность);
ж) несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве), - приговор суда, а их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних, - приговор суда, паспорт, документы, удостоверяющие статус и полномочия (свидетельство о рождении, решение (выписку из решения) суда об усыновлении, о попечительстве, копию договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание, доверенность);
з) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", справку, выданную лечебным учреждением, подтверждающую, что заявитель является получателем психиатрической помощи;
и) граждане, признанные судом недееспособными, - решение суда о признании гражданина недееспособным, а их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан, - дополнительно акт органа местного самоуправления о назначении их опекуном;
к) граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которым в экстренных случаях такая помощь оказывается, - решение Уполномоченного органа об оказании бесплатной юридической помощи в экстренных случаях гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
л) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, - приказ руководителя организации социального обслуживания о зачислении на стационарное обслуживание граждан: женщин с 55 лет, мужчин с 60 лет, инвалидов, паспорт, справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выданную в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2010 г. N 1031н "О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления.
В случае непредставления гражданином всех необходимых документов или представления неправильно оформленных или утративших силу документов для оказания ему бесплатной юридической помощи, а также в иных случаях нарушения гражданином установленных настоящими Правилами требований для оказания бесплатной юридической помощи гражданину вручается уведомление о недостающих, неправильно оформленных или утративших силу документах, представленных гражданином, а также иных нарушениях гражданином установленных настоящими Правилами требований для оказания бесплатной юридической помощи.

7.Основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц.

Конституцией Российской Федерации установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 статьи 46 Конституции РФ).
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрен порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
В случаях, предусмотренных КАС РФ, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.
Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.
Нормами статьи 22 КАС установлено, что административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу (за исключением судебного пристава-исполнителя), государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

Статьей 125 КАС РФ предусмотрены обязательные требования к форме и содержанию административного искового заявления.
Главой 2.1. Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) предусмотрен порядок обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
2) нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги;
3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;
4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя;
5) отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
6) затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Согласно части 1 ст. 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу. Жалобы на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, подаются в вышестоящий орган (при его наличии), либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу.
Статьей 23 Федерального закона Российской Федерации от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлено, что решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлены требования к обращению (жалобе):
1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

8.Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.

Для получения бесплатной юридической помощи необходимо обратиться к участникам системы бесплатной юридической помощи с письменным заявлением, а также представить документ, удостоверяющий личность (паспорт) и документы, подтверждающие отнесение его к категориям граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи. После этого принимается решение об оказании юридической помощи.
Участники системы бесплатной юридической помощи, при принятии решения об оказании бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, должны учитывать, что бесплатная юридическая помощь в не оказывается в случаях, если гражданин:
1) обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;
2) просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;
3) просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.
Также бесплатная юридическая помощь не оказывается в случае:
- не предоставления документов, подтверждающих отнесение гражданина к категориям, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи;
- гражданин ходатайствует об оказании ему квалифицированной юридической помощи, при этом отказывается сообщить необходимые сведения по делу либо представить документы, имеющие отношение к делу. В таком случае лицу, оказывающему бесплатную юридическую помощь, будет затруднительно в полной мере оценить ситуацию и выбрать правильный путь для восстановления нарушенных прав.
Типичные ошибки при совершении юридически значимых действий, влекущие оставление обращений граждан без ответа:
- в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. В этом случае ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
- документы, необходимые для получения гражданами бесплатной юридической помощи, представлены не в полном объеме;
- представленные документы содержат недостоверные сведения;
- гражданин ходатайствует об оказании бесплатной юридической помощи, не относящейся к компетенции государственного органа;
- в обращении обжалуется судебное решение. В этом случае в течение семи дней со дня регистрации обращение возвращается гражданину, направившему это обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
- в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- текст письменного обращения не поддается прочтению. В этом случае ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия почтовый адрес поддаются прочтению;
- в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства.
- ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В этом случае гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

9.Содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей:

1) Содержание права на обращения выражается в праве на безвозмездной основе, свободно и добровольно обращаться лично (через представителя) в устной форме, а также направлять в письменной форме или в форме электронного документа обращения.
2) Пределы осуществления: реализация гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
3) Способ реализации:
- посредством направления обращения в письменной форме (в форме электронного документа) или его доставления лично (через представителя) гражданином;
- посредством проведения личного приема гражданина.
4) Защита права на обращение реализуется следующими гарантиями:
- запрет разглашения сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия;
- возможность обращения с жалобой на принятое по обращению решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в соответствии с законодательством.
5) Содержание обязанностей граждан, связанных с реализацией права на обращение в рамках бесплатной юридической помощи, выражается в соблюдении требований к таким обращениям:
- в письменном обращении указывается либо наименование органа исполнительной власти, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
- в письменном обращении указывается фамилия, имя, отчество заявителя (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответы, уведомление о переадресации обращения;
- содержится суть предложения, заявления или жалобы и ставится личная подпись гражданина и дата;
- в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению соответствующие документы и материалы, либо их копии;
- обращение гражданина в форме электронного документа в обязательном порядке должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, а также почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме, и суть предложения, заявления или жалобы;
- в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к обращению в форме электронного документа (в виде вложения) необходимые документы и материалы в электронной форме либо направляет эти документы и материалы или их копии в письменной форме.

Наверх